Один из частых вопросов, которые мне задают родители на консультации. Что на это можно ответить? И можно ли что-то кого-то заставить полюбить? Излюбленный родительский метод «Пока не прочитаешь 5 (10,15,20) страниц, не пойдешь гулять (не будешь смотреть телевизор, играть на компьютере и т.п.)», приносит совсем другие плоды.
Так как же надо поступать родителям, чтобы их ребенок относился к книгам хотя бы без неприязни?
Для чтение – это труд, тяжелый труд. Мы, взрослые, уже давно забыли, что значит складывать из букв слоги, а из слогов слова. Нам кажется, что может быть проще – взять и прочитать пару страниц. Поверьте, для ребенка, который только-только овладевает навыком чтения это тяжело. А когда рядом стоит кто-нибудь из взрослых и контролирует весь процесс, требуя читать громко вслух, тяжело вдвойне. Пройдет немного времени, и навык чтения у ребенка автоматизируется, тогда это уже не будет казаться таким сложным. Происходит это, когда скорость чтения постигает примерно 70 слов в минуту (конечно, для каждого ребенка своя норма). Кому-то из детей, чтобы достичь такого уровня понадобится месяц, кому-то – год и больше. Главное в этот момент – не торопить. Помните – на этом этапе главное - правильность.
Не стоит забывать и о том, что первые книги, которые ваш ребенок читает сам, должны быть с крупным шрифтом, красивыми картинками и небольшими по объему. Это взрослым так хочется пропустить в разговоре: « А мой сын (дочь) недавно «Три мушкетера» читать акончил.» Для ребенка же главное, что побит маленький рекорд – книга прочитана целиком. Так пусть же таких рекордов будет больше! И, согласитесь, чем книга тоньше, тем такой рекорд ближе. Это то, что касается «технической» стороны вопроса.
Следующий важный момент – безусловно, я сейчас не скажу ничего нового – то, что читаешь, должно нравиться. Увы, современные школьные программы грешат нововведениями. Умным тетенькам и дяденькам, пишущим учебники, видимо, хочется добавить в них чего-то свеженького. И вот уже совсем мало изучают в начальной школе Пушкина, нет и «Серой шейки» и рассказов Бианки. Зато появились стихи Бальмонта и Пастернака, главы из «Хоббита». Нет, я не имею ничего против признанных авторов, более того, я сама очень люблю стихи Бориса Пастернака. Вот только многие из них читать для учеников начальной школы тяжело, да и смысл непонятен. Мне было обидно, когда буквально «вымучив» несколько страниц Толкиена из учебника второго(!) класса, мои дети сказали, что всю книгу читать никогда не будут! Сам собой напрашивался вопрос: «А может, не надо торопиться?» Стоит подождать пару лет и эти произведения станут нашим детям понятнее и ближе.
Конкурируют с авторами учебников и многие учителя, задавая к урокам внеклассного чтения произведения «покруче» (видимо, чтобы похвалиться перед коллегами – других причин я не могу придумать). И вот ученикам второго, третьего класса задают читать «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Гулливера» (нет, не всем известные истории про лилипутов и великанов, а все оставшиеся части). Но многим детям прочитать эти книги на данном этапе просто не по силам! Какая уж тут любовь – сплошная мука. Я предвижу вопрос: «А что делать, если действительно задали прочитать? Учить ребенка не выполнять задание?» Конечно, это не выход. Здесь нужна помощь взрослых. Помогайте своему ребенку читать те произведения, которые ему самому прочитать еще тяжело. Читайте часть страниц вслух сами, выбирайте только избранные главы, пересказывайте сами то, что не успели прочитать вместе. Увы, все это требует времени, но без вашей помощи одним детям не справиться.
А где брать книги, которые понравятся ребенку? Ответ напрашивается сам собой. Сейчас выбор в книжных магазинах просто огромный. Придите в магазин вместе с ребенком (обязательно вместе!). Главное здесь – сдержать свои порывы. Да, сейчас много книг с содержанием, оставляющим желать лучшего (я сейчас о сокращенных пересказах известных сказок), их так и хочется оставить на полках магазина. Зато они с картинками! Их интересно смотреть и можно немного читать, а на первых порах этого достаточно. И еще – из самых лучших побуждений мы стремимся подсунуть нашим детям те книги, которые когда-то с увлечением читали сами. Здесь тоже важно вовремя остановиться. То ли из чувства противоречия, то ли интересы у современных детей несколько иные, но они не всегда с интересом начинают читать то, что любезно подсунули мы. Главное – не обижаться, не поучать: «Это же классика!» Дайте вашему ребенку самому сделать выбор. Замечательно, если выбранная книга окажется частью серии. Так, если она понравится, захочется купить следующую. Не пренебрегайте новыми авторами, хотя, конечно, поинтересоваться содержанием книги стоит. Увы, продается сейчас в детских отделах и совсем не детская литература, откровенно агрессивная и т.п.
Где еще «живут» книги? Конечно, в библиотеках. Многие считают, что ходить в них совсем не нужно – сейча все нужные книги можно купить. Но это заблуждение. Во-первых, в библиотеках совершенно особая атмосфера. Придите туда вместе с ребенком и он, подчиняясь общему порыву, скорее всего, уйдет оттуда с книгой в руках (или хотя бы с журналом). Во-вторых, вы научите ребенка пользоваться библиотекой, а это умение пригодится ему, когда он будет получать высшее образование.
Следующий важный момент – ребенок растет и воспитывается в семье. И, хотим мы того или нет, дети копируют поведение взрослых прежде всего, родителей. Порой трудно внушить семилетнему человеку мысль о необходимости чтения, если родителей с книгой в руках он никогда не видел. Так что, прежде, чем сетовать на свое чадо, оглянитесь на себя. Только призывами здесь не обойтись, нужен наглядный пример. Правда, бывают и обратные ситуации. Как-то, были у меня на консультации мама с сыном. На мой вопрос о том, как часто ребенок видит родителей читающими, мама взахлеб рассказывала: «Да я постоянно книгами обложена, я сейчас над кандидатской диссертацией работаю …» Сын же потом говорил: « Мама все время что-то читает, работает. Совсем на меня внимания не обращает. Ненавижу эти ее книги.» Что тут скажешь? Книги стали для мальчика конкурентами в борьбе за внимание мамы. Какая уж тут любовь.
Но даже если в семье взрослые (без перекосов) любят читать, есть один важный нюанс, который поможет взглянуть вашему ребенку на книги как на что-то интересное. Книги должны не просто прочитываться. Важно, очень важно, чтобы члены семьи делились друг с другом впечатлениями о прочитанном, рассказывали что понравилось, а что нет, пересказывали самые интересные моменты. Только в этом случае можно «заразиться» интересом к книгам. И помните - если вдруг ваш ребенок начал вам рассказывать о том, что прочитал он сам (даже если это всего лишь надпись на рекламном щите), не отмахивайтесь, выслушайте, похвалите (только искренне, без иронии), тогда он придет к вам еще и еще раз.
И последнее - если вы наблюдаете, что при чтении ваш ребенок делает очень много ошибок – переставляет буквы, слоги, заменяет одни буквы другими, додумывает окончания и т.п., не теряйте время. Метод, который советуют в данном случае педагоги - «читайте больше»- здесь совершенно не подходит. Обращайтесь за помощью к специалисту – нейропсихологу, логопеду.Я желаю вам терпения. Помните, что любовь к книгам не берется ниоткуда, она формируется постепенно.
Коваленко Ирина, детский психолог, нейропсихолог, директор ДЦ "Изумрудная Долина".