Студия детской    нейропсихологии   "Изумрудная Долина" 
Назад к списку

О нейрокоррекции 

1.Что такое нейрокоррекция? 

Нейропсихологическая коррекция – это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.Это один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть: - снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;- нарушение мыслительной деятельности;- снижение функции внимания и памяти;- несформированность пространственных представлений;- недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.  

 


2. Как я могу узнать, что моему ребенку необходима нейрокоррекция? 

Пройти нейропсихологическую диагностику полезно любому ребенку от 3 лет, особенно, детям со сложностями: 

-в поведении (спонтанность, невозможность самоконтроля, гиперактивность или медлительность); 

 -недостаточность пространственных представлений (не может запомнить, где лево, где право и т.п.) 

 -у ребенка имеет место обилие сочетательных движений (синкинезий), при удерживании карандаша происходит неосознаваемое перенапряжение множества «лишних» мышц (кусает губы, шевелит языком, плечи подняты, неловкая поза руки, ног) и др. 

 -школьная рассеянность (отвлекаемость, несобранность, нежелание сосредоточиться); 

 -нарушение письма, чтения, счета; -отставание по школьным предметам; 

-эмоционально-личностные проблемы; 

 -трудности общения; 

 -заниженная самооценка, неуверенность в себе; 

 -невротические реакции, гипервозбудимость;  

Обязательно необходима помощь нейропсихолога, если ребенок: 

-пишет, рисует левой рукой;-имеет проблемы с памятью;

 -медлителен или излишне активен; 

-плохо усваивает учебный материал;

 -не может описать картинку, скопировать рисунок;

 -получил родовую травму;

-имел травмы головы;

 -получал общий наркоз; 

-мало ползал или не ползал совсем; 

-с трудом высиживает 15 минут на одном месте;

 -двигает ногами, языком, когда пишет и рисует; 

-невнимателен, часто отвлекается, быстро устает;

 -пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально; 

-не сразу понимает, обращенную к нему речь, откликается не сразу; 

-часто болел, принимал антибиотики; 

-родился с помощью кесарева сечения;

 -имеет повышенный или пониженный тонус.

3. В каком возрасте необходима нейрокоррекция? 

Оптимальный возраст для прохождения курса нейрокоррекции – от 5 до 9 лет. Именно в этом возрасте дети уже способны понимать достаточно сложные инструкции и выполнять упражнения, которые входят в нейрокоррекционную программу, а многие зоны головного мозга еще продолжают свое формирование и, поэтому, достаточно легко поддаются коррекционному воздействию. Однако, в нашем Центре есть опыт успешной работы как с более младшими детьми, так и с более старшими. В любом случае возможность и необходимость нейрокоррекции оценивается на первичной нейропсихологической диагностике. 

 4. Что входит в курс нейрокоррекции? 

Как правило, в нейрокоррекционный курс обязательно входят дыхательные упражнения, растяжки (упражнения на напряжение – расслабление), глазодвигательные упражнения, телесные упражнения . В структуру занятия могут быть также включены различные виды массажей, упражнения на релаксацию, игры на развитие памяти, внимания, произвольности, коммуникативные упражнения. Опытный нейропсихолог всегда выстраивает занятие с учетом потребностей конкретного ребенка (если занятия индивидуальные) или конкретной группы (если занятия групповые). Кроме того, на занятиях он (нейропсихолог) всегда поясняет родителям для чего выполняется то или иное упражнение. 

 5. Как быстро появляются результаты от занятий нейрокоррекцией? 

Вопрос, на который трудно дать однозначный ответ. Это во многом зависит от изначального нейропсихологического статуса ребенка, от опытанейропсихолога, проводящего курс, от заинтересованности и вовлеченности родителей ребенка, от того, регулярно ли и качественно ли выполняются рекомендации нейропсихолога по домашней работе (домашние задания). Многие родители отмечают определенные улучшения в поведении и учебе своего ребенка уже к окончанию третьего месяца. 

 6.Насколько стойкие результаты нейрокоррекции? 

Вновь вопрос, на который сложно дать однозначный ответ. Все достаточно индивидуально. Некоторым детям для решения проблем, с которыми они обратились к нейропсихологу, достаточно одного курса. Некоторым детям для достижения устойчивого результата необходимо пройти несколько курсов. 

 7. Разные центры предлагают курсы от 2-х до 6 месяцев – почему? 

Какая длительность курса оптимальна?Если Вы обратили внимание на разную продолжительность курсов в различных центрах, то скорее всего заметили, что и сама нейропсихологическая программа предлагается либо как развивающая, либо как коррекционная. Если говорить именно о нейропсихологической коррекции (т.е. решении проблем обучения, поведения) , то курс обычносоставляет не менее 24 занятий. 

 8. Кто автор методики, которая используется в вашем центре? 

В нашем Центре за основу нейрокоррекционной программы используется методика А.В.Семенович. Кроме того, опыт нейропсихологов нашего Центра позволяет им не просто дублировать упражнения из «Метода замещающего онтогенеза», но и активно использовать на занятиях как методы зарубежных специалистов, так и собственные наработки. 

 9. Для чего необходимы на занятиях родители? 

 Могут ли родители менять друг друга?Во-первых, некоторые упражнения во время занятия выполняются в паре со взрослым. Во-вторых, присутствуя на занятиях , родители видят как ПРАВИЛЬНО выполнять упражнения, которые входят в курс нейрокоррекции. И в-третьих, наблюдая за своим ребенком, родители всегда видят, какие упражнения даются ребенку особенно тяжело, на что нужно дома обратить особое внимание. Конечно, на занятия родители могут приходить поочередно. Единственная просьба – для обоих родителей происходящее на занятии не должно быть новостью (т.е., если первые четыре занятия ребенок посещал с мамой, а на пятое занятие отправляется с папой , то не забудьте рассказать папе о том, какие упражнения необходимо будет выполнять и как это делать). 

 10. Что лучше – групповые или индивидуальные занятия? 

Ответ на этот вопрос вы получите на первичной нейропсихологической диагностике . Как правило, после такой диагностики нейроспихолог рассказывает родителям о том, чем вызваны трудности, с которыми они обратились и при необходимости предлагает план коррекционной работы. 

 11. Говорят, что на занятиях по нейрокоррекции приходится выполнять домашние задания, это действительно так и обязательно ли их выполнять? 

Это действительно так. После каждого занятия выдается домашнее задание. Если вы действительно  хотите  решить  те проблемы, с  которыми  обратились  на первичную консультацию  к нейропсихологу и помочь  своему ребенку ,  то  выполнение  домашнего  задания   ОБЯЗАТЕЛЬНО!  

 12. Мы только начали посещать занятия и я вижу, что мой ребенок легко выполняет почти все задания. Может быть, нам этот курс не нужен? 

Как правило, на наши занятия приходят дети, прошедшие нейропсихологическую диагностику. И, скорее всего, результаты этой диагностики показали,  что  Вашему ребенку необходима помощь  в виде  нейропсихологической коррекции.  Сам же курс строится таким образом, что сложность упражнений постепенно нарастает. Замечательно, что выполнение базовых упражнений не вызывает у Вашего ребенка значительных трудностей. Выполняя задания дома, не забывайте обращать внимание на качество выполнения. Все задания нужно выполнять в медленном темпе, четко, правильно.  

13. Я хожу на занятия вместе с ребенком, но домашнее задание ребенок выполняет самостоятельно – это правильно? 

Нет, это – неправильно. Как бы нам  ни хотелось, дети не  всегда способны оценить  правильность выполнения  упражнения.  Поэтому, кто-то   из  взрослых  обязательно должен контролировать выполнение домашнего задания. А еще лучше – выполнять  его вместе  с ребенком!