«Умный, но рассеянный», «всё знает, но делает глупые ошибки», «витает в облаках», «мог бы учиться отлично, но что-то мешает» – обычно говорят о таких детях воспитатели и учителя.
«Не может заниматься одним делом», «не усадишь за спокойное занятие», «умный, но там, где дело не касается учебы», – вторят им родители.
Именно таким детям помогает специалист нейропсихолог. Он проводит диагностику и коррекционные занятия, помогает преодолеть трудности в овладении письмом, чтением, счетом.
Что такое нейропсихологическая диагностика и зачем она нужна?
Нейропсихологическая диагностика – метод безаппаратурный и безвредный, не медицинский, а психологический. В его основе лежат нейропсихологические пробы, созданные основоположником нейропсихологии ученым А.Р. Лурия и адаптированные для детского возраста.По результатам обследования делается четкое заключение о состоянии высших психических функций (ВПФ) ребенка: внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими успешность обучения ребенка. Диагностика проводится в присутствии родителей. По итогам обследования специалист составляет программу коррекционной работы, отталкиваясь от индивидуальных особенностей развития ребенка.
Что такое нейропсихологическая коррекция и из чего она состоит?
Нейропсихологическая коррекция – это один из методов работы с детьми, направленный на развитие тех функций, которые еще не сформировались. Коррекция состоит из набора двигательных и когнитивных упражнений, которые способствуют формированию функций самоконтроля, двигательных функций, пространственных представлений, повышению уровня работоспособности, развитию внимания, памяти, речи, мышления, воображения и многих других функций ребенка, составляющих базу успешного обучения.
Когда ребенку нужна нейропсихологическая коррекция?
•При снижении общей работоспособности, повышенной утомляемости, рассеянности;
•При нарушении мыслительной деятельности;
•При недостатках в речевом развитии;
•При снижении функции внимания и памяти;
•При несформированности пространственных представлений;
•При недостаточности саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.
В чём разница между нейропсихологом и общим психологом?
Нейропсихолог диагностирует и корректирует физиологические предпосылки неуспеваемости ребенка. Общий психолог работает с эмоционально-личностными проблемами. Например, когда у ребенка нет контакта со сверстниками или родителями, наблюдаются страхи, страдает поведение.
С детьми какого возраста работают нейропсихологи?
Чаще всего родители приходят к нейропсихологу, когда у ребенка начинаются первые школьные неудачи. Но чтобы предотвратить проблемы, лучше показать малыша нейропсихологу до поступления в школу – такие специалисты начинают работать с детьми двух-трехлетнего возраста.
Что должны знать родители, обратившиеся за помощью к нейропсихологу?
1. Первый коррекционный курс чаще всего состоит из 20- 25 занятий (2 раза в неделю) с обязательным выполнением домашних заданий и рекомендаций специалиста. Каждое занятие продолжительностью 1 час. Ослабленным или маленьким детям может быть рекомендован начальный курс из 15 занятий, продолжительностью 40–60 минут 2 раза в неделю.
2. На каждом занятии обязательно присутствие мамы или другого взрослого, который в течение всего коррекционного курса будет выполнять с ребенком домашние задания и рекомендации специалиста.
3.В течение первой половины курса коррекционных занятий возможен некоторый регресс: появление или усугубление ошибок, ухудшение поведения. Эти проявления исчезают в процессе дальнейших коррекционных занятий.
4. Первые результаты коррекционных занятий чаще всего видны уже после 7-10 занятий.