Дефектолог – специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием детей с физическими и психическими нарушениями, такими, как задержка психического развития, умственная отсталость, аутизм и другими. Дефектолог осматривает ребенка, путем диагностики выявляет имеющиеся нарушения, проводя беседы с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости назначает дополнительные обследования и анализирует их результаты. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции.
Целью работы дефектолога является адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Каким детям нужен дефектолог?
Еще до начала школьного обучения родители могут заметить, что их ребенок отличается от своих сверстников: он позднее начал сидеть, стоять, говорить первые слова. Малыш не может самостоятельно организовать игру, его трудно заинтересовать конструированием, рисованием. Он импульсивен, сначала делает, а потом только начинает думать. Ребенок часто отказывается выполнять задания воспитателей в детском саду. Ему трудно сосредоточиться на своей деятельности, он не понимает с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается. Эти особенности, а тем более их сочетание уже могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия.
К сожалению, родители часто не замечают такого поведения своих детей, или надеются, что ребенок «доразовьется» сам. Такие дети в школе встречаются с серьезными проблемами, с непосильными для них требованиями.
Задержка психического развития редко распознается в дошкольном возрасте, однако эти дети оказываются неготовыми к обучению в школе. Дети с ЗПР в семилетнем возрасте не достигают необходимого для начала обучения уровня развития внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности. Учителем это воспринимается как неспособность ребенка выполнять многообразные требования, которые ему предъявляет школа.
Характеризуя знания и учебные навыки детей с ЗПР, учителя обычно отмечают, что их неуспеваемость связана с неустойчивостью внимания, с быстро наступающей утомляемостью, с плохой памятью и отсутствием познавательных интересов.
Во время фронтальной работы ребенок совершенно не справляется с заданием, но в условиях индивидуальных занятий, когда учитель организует деятельность ребенка, он выполняет то же задание правильно. В этом случае учителя склонны считать ребенка ленивым, упрямым, недисциплинированным. В действительности же эти особенности детей с ЗПР связаны с незрелостью их эмоционально-волевой сферы, что проявляется в неорганизованности поведения, неумении осуществлять целенаправленную деятельность.
Преодоление задержки психического развития во многом зависит от характера стимулирования познавательной активности детей со стороны взрослого. Не ждите, когда ребенок «подтянется», «исправится», «доразовьется» сам по себе. Дефектолог и другие специалисты готовы помочь вам.
Дефектолог также консультирует и проводит занятия с детьми с выраженным снижением темпов развития познавательных процессов, нарушениями развития аутистического спектра.